Подождите немного...

Цели и задачи проектного офиса

Основные цели, задачи и направления работы Проектного офиса

В течение 2023 года членами Рабочей группы Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей в сфере нормативно-правового регулирования социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся на территории Российской Федерации (Рабочая группа), проведена работа по анализу процессов подбора и привлечения в Российскую Федерацию иностранных работников. Подготовлены предложения по разработке законодательной инициативы по регулированию подбора и привлечения востребованных иностранных работников, включая создание саморегулируемой организации в сфере услуг по подбору и привлечению иностранных работников, востребованных российскими работодателями.

Экспертные исследования и оценки включали анализ процессов регулирования потоков трудовых мигрантов в Российскую Федерацию с учетом особенностей их правового регулирования в части доступа на рынок труда и пребывания в Российской Федерации, что потребовало отдельного рассмотрения потоков трудовых мигрантов, а именно:

  • из государств-участников ЕАЭС;
  • из государств – членов СНГ, гражданам которых для работы в России требуется получение патента;
  • из государств, граждане которых въезжают в Россию в порядке, требующем получения визы.

Выводы и предложения по возможным путям и формам повышения эффективности регулирования потоков трудовой миграции в целях их безопасности, экономической востребованности и социальной адаптированности были озвучены на заседаниях Рабочей группы, в ходе многочисленных конференций и круглых столов с участием представителей профильных государственных структур, бизнеса, научного и экспертного сообщества.

В качестве базовой причины отсутствия должного регулирования массовых потоков трудовых мигрантов, следует отметить правовую неурегулированность процессов подбора и привлечения в Россию иностранных работников, особенно из государств – членов СНГ (включая государства членов Договора о ЕАЭС), что делает невозможным реализацию проектов целевого организованного подбора иностранных работников.

Сформировавшаяся в этих условиях и доминирующая в настоящее время система неформального посредничества при ввозе трудовых мигрантов и последующем их сопровождении до передачи работодателям рассчитана на краткосрочные трудовые или гражданско-правовые отношения и, как правило, не предполагает стабильного взаимовыгодного сотрудничества. Главные причины этого – мотивация со стороны посредников к смене работодателя (в связи с возмездным характером этой услуги) и правовая возможность замены работодателя трудовым мигрантом без потери его правового статуса.

Работодатели, понимая невозможность удержания работников относительно продолжительное время, не стремятся к созданию достойных условий для их трудовой деятельности и бытовой обустроенности. В этой ситуации невозможно говорить об участии работодателя в развитии профессиональных качеств и адаптации иностранных работников, о повышении производительности труда предприятия с их участием.

Замкнутый круг можно разорвать введением ряда условий, обеспечивающих целевой организованный набор.

Прежде всего, надо создать условия для привлечения ответственных операторов (специализированных кадровых агентств) на рынок услуг по набору иностранных работников по целевым запросам работодателей.

Профессиональные кадровые агентства способны обеспечить качество услуг для работодателя (поиск, отбор, подготовка и сопровождение востребованного иностранного работника) и для трудовых мигрантов (доведение достоверной информации, ответственное сопровождение, начиная с государства исхода до прибытия к рабочему месту, и в процессе трудовых отношений).

Предварительный анализ показывает, что и профессиональные кадровые агентства, и работодатели готовы к ответственному взаимодействию с учетом разработки и введения возможных стандартов и регламентов, но есть ряд организационно-правовых условий для реализации целевого набора, которые может обеспечить только государство. Среди них:

  • введение специального патента на право трудовой деятельности для иностранных работников – участников целевого организованного подбора, что позволит стабилизировать трудовые отношения между иностранным работником и работодателем;
  • создание комплекса организационно-правовых стимулов и преференций для работодателей и трудовых мигрантов-участников целевого организованного подбора, что позволит придать целевому набору массовый характер;
  • создание в государствах выезда Центров предвыездной подготовки, работа которых включала бы, в том числе проверку соответствия компетенций и целевую краткосрочную подготовку по наиболее востребованным в России профессиям.

Формирование и развитие со стороны государства необходимой инфраструктуры и правового регулирования целевого организованного набора требует создания государственного регулятора этихх процессов, который будет наделен соответствующими полномочиями.

Одной из задач такого государственного регулятора может стать привлечение в сферу целевого организованного набора ответственных операторов от бизнеса, разработка и введение инструментов и механизмов координации и контроля деятельности операторов, их объединений, работодателей-участников целевого набора и других организаций, оказывающих востребованные услуги на отдельных его этапах.

В этих условиях будет сформировано сообщество операторов по подбору и привлечению востребованных иностранных работников, деятельность которого основывается на соблюдении регламентов и унифицированных стандартов ведения бизнес-процессов, что со временем позволит заместить существующую в настоящее время инфраструктуру теневого рекрутинга.

В соответствии с рекомендациями Рабочей группы создан Проектный офис, задача которого заключается в проведении текущей организационно- технической деятельности по содействию разработке законодательной инициативы в сфере регулирования процессов подбора и привлечения востребованных иностранных работников, включая создание саморегулируемой организации в сфере услуг по подбору и привлечению востребованных иностранных работников.

Обсуждение на различных площадках возможных путей и форм создания и координации деятельности профессионального сообщества операторов по набору и привлечению востребованных иностранных работников показало возможность распространения на эту сферу деятельности механизмов саморегулирования.

В ходе работы Проектного офиса предстоит дополнительно рассмотреть и обосновать целесообразность создания саморегулируемой организации (СРО) специализированных кадровых агентств в сфере набора и привлечения востребованных иностранных работников, проработать структуры, функций и полномочий СРО, формы взаимодействия СРО с федеральными органами исполнительной власти.

Представляется целесообразным разработать и содействовать реализации пилотных проектов в сфере целевого организованного набора, которые позволят сформировать стандарты и регламенты эффективной деятельности операторов.

Необходимо также сопровождение процесса обоснования и создания специализированной СРО, которое должно базироваться на требованиях Федеральных законов от 08.12.1995 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 01.12.2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», других нормативных законодательных актов.

Указанную работу планируется координировать с созданием государственной инфраструктуры развития процессов целевого организованного набора востребованных иностранных работников в Российскую Федерацию.